17.01.2019
Памятка для родителей по оздоровлению часто болеющих детей методом лечебной гимнастики.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Одним из простых и доступных способов предупреждения простудных заболеваний у детей являются физические упражнения с элементами дыхательной гимнастики. Занятия с детьми проводятся дома или на прогулках в тёплое время года в облегчённой одежде не менее чем за два часа до сна и не раньше, чем через час после приёма пищи. Одним из непременных условий занятий является свободное носовое дыхание. Поэтому перед занятием ребёнку надо прочистить нос тампоном с содовым раствором или тёплым растительным маслом. Начинать занятия надо с нескольких минут, увеличивая продолжительность занятий до 15 – 20 минут. Дыхательные упражнения лучше всего проводить в игровой форме.
Примерный комплекс домашних упражнений для часто болеющих детей 4 – 6 лет
КОМПЛЕКС № 1
Ходьба по кругу на носках, на пятках с высоким подниманием коленей, подскоки, ходьба «солдатским шагом. Продолжительность от 1 до 3 минут. Дыхание произвольное.
Упражнение «часики». Руки на поясе, ноги на ширине плеч. При наклоне туловища вправо произносится звук «тик», при наклоне влево – «так». Количество упражнений от 2 до 6.
Поднимаясь на носки, одновременно поднять гимнастическую палку над головой и посмотреть на неё, медленно присесть с прямой спиной, колени разведены в стороны, одновременно опуская гимнастическую палку перед собой на уровне груди и произнося звук «ш-ш-ш». Повторить 1 – 6 раз.
Упражнение «Дровосек». Руки над головой сцеплены в замок, ноги на ширине плеч. Глубокий вдох на выдохе наклон туловища вперёд с одновременным опусканием рук и произношения звука «УХ». Повторить 2 – 5 раз.
Бег на месте с переходом в ходьбу. Продолжительность от 30 сек. до 2 мин.
Упражнение «Велосипед». Лёжа на спине руки вдоль туловища. Поочерёдное сгибание и разгибание ног в коленях и тазобедренных суставах. Повторить 2 – 6 раз.
Сидя на стуле. Глубокий вдох, на выдохе произносятся звуковые упражнения:
- дует ветер «у-у-у» /тихо, сильно, тихо/
- кричит ворона «кар-кар-кар»
- лает собака «гав-гав-гав»
Лёжа на животе ноги вытянуты. Приподнять голову и совершить плавные движения руками типа «брас». Повторить 2 – 6 раз.
Стоя – надувание мягких резиновых игрушек /мячи, шары и др./. начинать с 5 выдохов с постепенным их удлинением.
Спокойная ходьба на месте 30 – 40 секунд.
КОМПЛЕКС № 2
«Ворона». Исходное положение: сидя на скамейке, поднять руки через стороны вверх – вдох. Медленно опускать руки вниз – выдох, на вдохе громко произносить звуки К-А-Р-Р. Повторить 4 – 5 раз.
«Гуси». Исходное положение: сидя на скамейке, руки к плечам. Сделать вдох, наклонить туловище вперёд, сделать длинный выдох с произношением звука Г-А-А, или Г-О-О. Повторить 4 – 5 раз.
«Жук летит». Исходное положение: сидя на скамейке, руки на поясе. Сделать вдох, повернуть туловище направо, правую руку отвести в сторону и назад – выдох. На выдохе подражание звуку летящего жука Ж-Ж-Ж, вернуться в исходное положение. Сделать вдох и то же движение повторить в левую сторону с поднятием левой руки в сторону и назад до отказа с произношением звука Ж-Ж-Ж.
Повторить 3 – 4 раза в каждую сторону.
«Аист». Исходное положение: стоя – ноги вместе. Поднять руки в стороны – вдох, одну ногу приподнять и согнуть. Медленно опустить руки и ногу – выдох. На выдохе протяжно произнести звук Ш-Ш-Ш.
Повторить 4 – 5 раз.
«Журавль». Исходное положение: стоя ноги вместе, руки вниз. Поднять руки в стороны и согнуть. Медленно опустить руки и ногу – выдох. На выдохе громко произносить звук У-У-У-Р-Р. Повторить 3 – 4 раза.
«Игра в мяч». Исходное положение: стоя, ноги расставлены в стороны.
Большой резиновый мяч держать двумя ладонями на груди. Сделать вдох. Бросить мяч от груди вперёд – выдох. На выдохе произносить звук Б-У-Х-Х.
Повторить 5 – 6 раз.
«Коршун». Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки на голове – вдох. Быстро присесть, руки опустить вниз, обхватывая руками колени – выдох. Сложиться в комочек. Длительно выдохнуть с произношением Ф-Ф-Ф.
Повторить 3 – 4 раза.
«Птица летит». Быстрая ходьба и бег по комнате 15 – 20 секунд, руки расставлены в стороны, движение вверх, вниз. Дыхание произвольное. По окончании бега ритмическая ходьба с замедлением.«Заблудился». Исходное положение: ноги вместе, руки сложить рупором, вдохнуть и на выдохе громко и протяжно прокричать А-У-У.
Повторить 3 – 4 раза.
КОМПЛЕКС № 3
«Вырастим большими». Исходное положение: стоя, ноги вместе. Поднять руки вверх – хорошо подтянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произносить звук У-Х-Х-Х.
Повторить 4 – 5 раз.
«Регулировщик». Исходное положение: стоя, ноги вместе. Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Сделать вдох, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука Р-Р-Р.
Повторить 4 -5 раз.
«Косец». Исходное положение: стоя, ноги расставлены в стороны. В руках гимнастическая палка /держать как косу/. Повороты туловища вправо и влево /движение косца/. При повороте в одну сторону – вдох, в другую – выдох. Движения плавные. На выдохе громко произносить звук Ш-Ш-Ш. Повторить 5 – 6 раз.
«На турнике». Исходное положение: стоя, ноги вместе. В обеих руках перед собой держать гимнастическую палку. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – выдох. Выдох удлинённый с произношением звука Ф-Ф-Ф. Повторить 5 – 6 раз.
«Сбить кеглю». Исходное положение: стоя, ноги расставлены в стороны. Взять в обе руки большой резиновый мяч, поднять его над головой – вдох, опустить вниз и покатить вперёд по полу, стараясь сбить стоящую на другом конце комнаты кеглю – выдох. На выдохе громко произносить звук Б-А-Х-Х. Повторить 8 – 10 раз.
«Бревно пилить». Исходное положение: стоя, ноги расставлены в стороны. Одна рука согнута в локтевом суставе, пальцы собраны в кулак. Движение назад – вдох, вперёд – выдох. На выдохе громко произносить и протяжно звук С-С-С. Повторить 5 – 6 движений.
«Птицы кричат». Исходное положение: ноги вместе. Поднять руки в стороны и повернуть их ладонями вверх – вдох, медленно опустить руки вниз – выдох. На выдохе громко произносить звуки Г-А-О-О или Г-У-У-У. Повторить 5 – 6 раз.
«Лягушки прыгают». Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами вперёд с одновременным выдохом и произношением звука К-В-А-А.
Сделать 10 – 15 прыжков.
«Свисток». Исходное положение: сидя на скамейке. В одной руке кружка с водой, в другой – трубочка. Выдох через трубочку в воду с произношением звука У-У-У. повторить 6 – 8 раз.
Витаминная недостаточность
При полной недостаточности в организме каких – либо витаминов развивается паталогическое состояние, называемое авитаминозом. Для обозначения вида авитаминоза к этому термину добавляют название витаминов, например авитаминоз А,В, С. При частичной недостаточности витаминов наступает паталогическое состояние, именуемое гиповитаминозом. В зависимости от причин, вызвавших витаминную недостаточность (ВН), различают экзогенную и эндогенную формы.
Наиболее распространена экзогенная, или первичная, форма, обусловленная низким содержанием витаминов в пище. Эндогенная, или вторичная, форма связана с нарушением всасывания витаминов в ЖКТ при острых или хронических заболеваниях, глистных инвазиях, злокачественных новообразованиях, эндогенных нарушениях (гипертиреоз, нарушение функции надпочечников). Авитаминозы встречаются в странах Азии, Африки и Южной Америки, чаще всего во время войн. В экономически развитых странах нередко наблюдаются гиповитаминозы.
Недостаточность какого – то одного витамина не ограничивается расстройством обмена только этого витамина, а приводит к нарушению обмена веществ в целом.
Распознавание авитаминоза осложняется неспецифичностью клинических симптомов. Количественное определение витаминов в жидкостях и тканях организма также не основной критерий для подтверждения авитаминоза. В связи с этим диагноз авитаминоза ставят на основании оценки совокупности анамнестических, клинических и лабораторных данных.
При повышенной потребности организма в витаминах, что фиксируют при очень низкой или очень высокой температуре воздуха, повышенном нервно – психическом и физическом напряжении, кислородном голодании или работе с вредными веществами, ВН может развиться и при достаточном содержании витаминов в пище.
Гиповитаминозы можно рассматривать как начальную стадию авитаминозов. Гиповитаминозы возникают в связи с сезонными колебаниями содержания витаминов в пище, неправильным хранением продуктов, употреблением рафинированных продуктов (сахар, изделия из муки высшего сорта), недостаточным употреблением фруктов и овощей. У беременных и кормящих матерей гиповитаминоз может появляться в результате передачи значительного количества витаминной плоду через плаценту и ребенку с молоком.
Клиническая картина гиповитаминоза неспецифична, так как субъективные расстройства (общая слабость, быстрая утомляемость, повышенная чувствительность к холоду) возможны при любом заболевании.
Профилактика должна осуществляться в общегосударственном масштабе и касаться контроля за содержанием витаминов в продуктах ежедневного потребления, совершенствования технологии производства пищевых продуктов, направленной на обогащение их витаминами и максимальную сохранность витаминов. Личная профилактика заключается в соблюдении кулинарных правил приготовления блюд, а также в использовании продуктов богатых витаминами (шиповник, черная смородина, цитрусовые, зеленый лук, квашенная капуста, дрожжи, рыбий жир).